Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Палубный штурмовик Super Etendard (Франция)

PostHeaderIconПалубный штурмовик Super Etendard (Франция)


Палубный штурмовик Super Etendard2 июля 1966 г. испытали первый французский тактический ядерный боеприпас-бомбу AN-52 мощностью 30 Кт. Доставка ее изначально рассматривалась как одно из основных предназначений Etendard. Однако работы над доводкой бомбы затянулись: тактическое ядерное оружие французского производства поступило на вооружение только в 1972 г. Существовало два варианта AN-52, имевших мощность 6-8 и 25 Кт Масса бомбы, внешне напоминающей подвесной бак, составляла 455 кг, длина - 4,2 м. В конце 1960-х гг встал вопрос о замене палубного штурмовика и разведчика новой машиной, способной доставлять к цели тактическое ядерное оружие. Такой самолет должен был более полно, чем уже устаревающий Etendard IVM (лишь незначительно превосходивший по своим характеристикам МиГ-17), удовлетворять требованиям времени. Был момент, когда рассматривалась возможность закупки в США палубных штурмовиков Дуглас А-4 «Скайхок» или Ваут А-7 «Корсар» II. Однако министерство обороны Франции, по возможности, придерживалось курса на оснащение своих авианосцев отечественными самолетами.


К концу 1960-х гг во многих странах активно велись работы по разработке тактических ударных авиационных комплексов третьего поколения. Франция и Англия совместно создавали сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик (называвшийся иногда истребителем-штурмовиком) SEPECAT «Ягуар», которой должен был заменить во французских ВВС самолеты «Мистер» IV, а в английских - «Хантеры» и «Фантомы». Возникла идея создать палубную модификацию «Ягуара», предназначенную для замены «Etendardов» на авианосцах «Клемансо» и «Фош». В итоге построили опытный палубный штурмовик «Ягуар» М, поднявшийся в воздух 14 ноября 1969 г 8 июля 1970 г этот самолет выполнил успешную посадку на палубу «Клемансо», а 10 июля 1970 г. впервые взлетел с авианосца, используя катапульту.
 
Было очевидно, что эта более крупная, чем Etendard, и по-настоящему сверхзвуковая (М = 1,6) машина имеет значительно больший боевой потенциал. Однако в 1971 г французское правительство отказалось от дальнейшего финансирования работ по палубному «Ягуару». Официально причиной послужил ряд технических проблем, возникших в ходе его доводки, и также высокая стоимость (возросшая, по сравнению с расчетной, почти вдвое). Однако следует вспомнить, что в 1971 г «Дассо» поглотила менее крупную компанию «Бреге», осуществлявшую разработку «Ягуара» с французской стороны. Интерес к ставшему «бесхозным» самолету «Ягуар» М быстро пошел на спад. Командование французского флота заявило, что оно не удовлетворено характеристиками штурмовика, постоянно растущей стоимостью программы, а также сроками ее реализации. Но главным предметом недовольства стал тот факт, что «Ягуар» - не чисто французский самолет, а результат совместной разработки с Великобританией.
 
М.Дассо, являвшийся во Франции бесспорным авторитетом, весьма критично отозвался о его палубном варианте. В марте 1972 г он заявил, что его компания готова вместо него предложить флоту сразу две чисто французские палубные машины - истребитель «Мираж» F.1M и штурмовик Super Etendard. «Мираж» F.1M являлся вариантом истребителя «Мираж» F.1C, а Super Etendard задумывался как доработка Etendard IVM. Старый двигатель предлагалось просто заменить новым ATAR 8К50 - бесфорсажным вариантом ТРДФ ATAR 9К50, стоявшего на «Мираже» F.1. Следует сказать, что идея переделки Etendard в «Super Etendard» произвела самое благоприятное впечатление на командование французских ВМС. Она подкупала кажущейся простотой, дешевизной, возможностью быстрой реализации и перспективой легкого освоения новой техники личным составом.
 
Однако в конце 1972 г, когда флот уже «заглотил наживку», компания «Дассо» пересмотрела свои предложения: теперь речь шла уже не о «ремоторизации» ранее выпущенных Etendard IVM, а о постройке новых самолетов Super Etendard. Вместо французского ATAR 8К50 фирма предлагала установить американский ТРД Пратт-Уитни J52-P-408 с тягой 5100 кгс, а также частично БРЭО, произведенное в США. Стоимость самолета резко возрастала при сомнительной прибавке в боевой эффективности. Подобные более дорогостоящие предложения были встречены командованием флота уже не столь однозначно. Моряки вновь занялись поиском альтернатив. В частности, рассматривалась возможность закупки А-4М - последней, наиболее «продвинутой» модификации «Скайхока». Опять появились перспективы и у, казалось бы, «похороненного» «Ягуара» М.
 
Палубный штурмовик Super Etendard
В начале 1970-х : стоимость одного нового «Скайхока» составляла 1,56 млн долл., а «Ягуара» - 2,86 млн долл. Правительство Франции планировало выделить на перевооружение палубной штурмовой авиации сумму, эквивалентную 320 млн долл. Расчеты показывали, что на нее можно (с учетом сопутствующих расходов) приобрести 50 «Ягуаров» М (40 боевых и 10 учебно-боевых), 75 новых «Скайхоков» или 100 самолетов этого же типа, ранее эксплуатировавшихся в США и прошедших капитальный ремонт. Вопрос, казалось, надолго «завис»; однако Париж в ноябре 1972 г, наконец, объявил: перспективным штурмовиком на французских авианосцах станет Super Etendard. Подчеркивалось, что это простое, быстрое и относительно недорогое решение. По словам представителей фирмы «Дассо», Super Etendard имел 95% общности с Etendard IVM по планеру. Высока была общность и по основным бортовым системам. А сравнительно низкая стоимость позволяла за те же 320 миллионов купить 100 Super Etendard (столько же, сколько подержанных «Скайхоков»).
 
Однако, получив официальный статус, Super Etendard начал быстро и неуклонно дорожать, в первую очередь за счет обновления авионики. В состав БРЭО вошел прицельно-навигационный комплекс (ПрНК) ETNA (UNI-40/UAT-40 SK-2602), основу которого составила БРЛС AGAVE. Кроме того, ПрНК Super Etendard должен был получить лазерный дальномер-целеуказатель (ЛДЦ), новое оборудование ближней и дальней радионавигации, систему автоматизированного управления, а также другое современное оборудование. Впрочем, создание ряда систем затянулось, и они внедрялись на уже строящихся серийно самолетах постепенно.
 
Следует сказать, что заказчик, испытывавший стесненность в средствах, не очень охотно шел на радикальное обновление БРЭО. Но промышленность и стоящие на страже ее интересов политические силы неуклонно добивались своего. На какое-то время флоту удавалось «отбиться» от установки инерциальной навигационной системы (ИНС), однако к концу лета 1973 г она все же появилась на самолете. Правда, вместо весьма дорогостоящей американской ИНС Литтон LN-33 на самолете решили установить более дешевую SKN-602. Ее лицензионный выпуск предполагалось развернуть на французском предприятии SAGEM. В состав ПрНК самолета вошли также VE-120, навигационный индикатор «Крузе 97», трехосевой командно-пилотажный прибор SFIM, радиовысотомер фирмы TRT и навигационное оборудование TACAN. Управлял всем этим бортовой компьютер «Крузе 66».
 
Основными задачами, возлагавшимися на Super Etendard, являлись борьба с кораблями и судами противника, а также поражение наземных целей. Для действий по надводным целям штурмовик решили вооружить новейшей для того времени противокорабельной управляемой ракетой (ПКР)АМ 39 «Экзосе». Ее отличала способность поражать надводные цели на дальности до 50 км при пуске с малой высоты и 70 км при пуске с высоты 10 км. Она имела стартовую массу 655 кг и комплектовалась 165-кг бронебойной боевой частью. Скорость полета ДМ 39 соответствовала М = 0,93, а высота пуска могла варьироваться в диапазоне от 100 до 10 000 м. Предполагалось, что одна ПКР будет подвешиваться под крыло; на противоположном пилоне, для симметрии, должен был размещаться подвесной топливный бак.
 
Еще одной новинкой в «арсенале» палубного штурмовика должна была стать управляемая ракета класса «воздух - поверхность» AS.30L «Лазер», являющаяся дальнейшим развитием AS.30. В отличие от предшественницы, AS.30L снабжалась лазерной полуактивной (а не полуавтоматической радиокомандной) системой наведения. В состав комплекса включался подвесной контейнер с лазерной системой целеуказания ATLIS-2. УР AS.30L имела стартовую массу 520 кг и несла боевую часть массой 240 кг. Ракета обладала дальностью 3 -11 км и развивала скорость до 450 м/с (М = 1,32). Особенностью AS.30L являлась повышенная точность. Однако работа над ней затянулась, и на вооружение ракету приняли в 1988 г, когда Super Etendard уже сняли с производства. Для самообороны от истребителей противника самолет мог брать пару новых ракет класса «воздух - воздух» ближнего боя Матра R 550 «Мажик» или старых AIM-9B «Сайдуиндер», подвешиваемых на унифицированных АПУ.
 
Высокоманевренная R 550, снабженная ТГС, имела стартовую массу 88 кг (масса боевой части - 12,5 кг) и максимальную дальность стрельбы до 5,5 км. Минимальная дальность пуска равнялась 300 м. Пуск ракеты был возможен в широком диапазоне скоростей, вплоть до 1300 км/ч. Максимальная перегрузка самолета в момент пуска могла составлять 6д. Остальное вооружение нового штурмовика по отношению к Etendard IVM практически не изменилось: две 30-мм пушки DEFA 552 с боекомплектом по 122 снаряда, блоки LR 150 с 18 НАР калибра 68 мм каждый, бомбы массой до 454 кг При использовании бомб меньшего калибра (например, бетонобойных ВАР-100 и ВАР-120) их количество могло достигать 18 в нормальном варианте и 27 - в перегрузочном.
 
Из-за появления на борту большого количества новых электронных систем стоимость Super Etendard постоянно росла. К началу 1973 г цена первых 60 палубных штурмовиков поднялась до 7,06 млн долл., а для остальных 40 предполагалась в 3,42 млн. В результате в 1973 г объем закупок сократили сначала до 80, а затем - до 70 машин. Стремясь сократить затраты, от строительства опытных образцов Super Etendard решили отказаться, переделав в них три Etendard IVM. Хвостовые части фюзеляжей пришлось существенно переделать под новый двигатель, а в носу появился радиопрозрачный обтекатель для антенны БРЛС AGAVE.
 
Первый полет Super Etendard 01 состоялся 28 октября 1974 г на аэродроме в Истре. Самолет пилотировал летчик-испытатель фирмы «Дассо» Жесберже. Уже в первом полете машина достигла скорости 1015 км/ч (М = 1,18) и высоты 13410 м. Второй образец (Super Etendard 02) оснастили ПрНК в полном комплекте. Кроме того, он отличался усиленным шасси с удлиненной носовой стойкой. Первый полет Super Etendard 02 состоялся 28 марта 1975 г Этот самолет использовался, в первую очередь, для отработки ИНС (следует сказать, что этот пункт программы выполнили с большой задержкой), оборудования системы TACAN, а также взлетно-посадочных устройств и вооружения. Несколько раньше, 9 марта 1975 г, впервые поднялся в воздух Super Etendard 03, получивший неофициальное название «Гипер Etendard». Внешне он походил на обычный Etendard IVM, однако отличался новым крылом с мощным двухщелевым закрылком. За счет увеличения площади закрылка, а также улучшения профилировки щелей эффективность механизации крыла удалось заметно увеличить. В 1975 г этот самолет выполнил серию испытательных полетов с палубы авианосца «Клемансо».
 
В конце 1975 г самолеты 01 и 03 вернули на завод. Там на Super Etendard 01 переставили крыло от 03, а последний вернули в исходное состояние, превратив в обычный Etendard IVM, после чего передали в строевую часть. В 1976 г министерство обороны окончательно определилось с объемом заказа на новые штурмовики - 71 самолет. А количество закупаемых двигателей ATAR 9К50 уменьшили со 120 до 95. 24 ноября 1976 г летчик Жесберже поднял в воздух первый серийный Super Etendard. Как и в случае с опытным образцом, 75-минутный полет прошел весьма эффектно: Жесберже поднялся на высоту 13 720 м и достиг скорости М = 1,15. А 28 июня 1978 г Super Etendard официально приняли на вооружение морской авиации Франции. В ходе производства решили оснастить Super Etendard контейнерами с тепловыми ловушками, а также активными средствами РЭБ. Ранее они располагали лишь аппаратурой оповещения о радиолокационном облучении самолета.
 
Как уже говорилось, оснащение французских палубных штурмовиков тактическим ядерным оружием затянулось. Лишь в январе 1981 г. первый Super Etendard доработали для применения атомной бомбы AN-52. Она могла подвешиваться под фюзеляжем или на правом внутреннем пилоне под крылом. Вскоре способность нести тактическое ядерное оружие приобрели 24 самолета. Не совсем удачное боевое применение Super Etendard в Ливане в 1982 г выявило ряд существенных недостатков. Это потребовало срочного проведения работ по модернизации парка. Работы шли в 1984 -1988 гг. на авиаремонтном предприятии ВМС в городе Кюэрс. Самолеты получили возможность подвески на правом внешнем пилоне контейнеров «Фимат» и «Сикомор» для выброса ложных тепловых целей и дипольных отражателей. На левом внешнем узле подвески при этом обычно устанавливалась станция постановки активных радиоэлектронных помех.
 
Одновременно расширили ассортимент подвесных топливных баков: ввели подкрыльевые ПТБ емкостью по 1100 л и подфюзеляжный ПТБ на 600 л. Расширился комплекс вооружения. Самолет наконец-то получил долгожданную ракету AS.30L «Лазер». Одну такую УР подвешивали под правой плоскостью, а лазерный дальномер-целеуказатель необходимый для ее применения, располагался на центральном пилоне под фюзеляжем. Тот же ЛДЦ мог использоваться и для подсветки при применении корректируемых авиационных бомб с лазерным полуактивным самонаведением. Super Etendard теперь мог нести четыре таких боеприпаса по 400 кг или две КАБ по 1000 кг Однако, по утверждению самих французов, использование контейнера с ЛДЦ для палубного штурмовика оставалось скорее экзотикой, чем нормой.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 243 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru