Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Лёгкий истребитель Mitsubishi X-2 Shinshin (ATD-X) (Япония)

PostHeaderIconЛёгкий истребитель Mitsubishi X-2 Shinshin (ATD-X) (Япония)


Лёгкий истребитель Mitsubishi X-2 Shinshin (ATD-X)22 апреля 2016 г. с аэродрома в японской Нагойе совершил первый полет самолет - демонстратор перспективных технологий Mitsubishi Х-2 (ранее был известен как ATD-X). Это событие знаменует собой окончание многолетнего цикла разработки в Японии прототипа перспективного боевого самолета и, возможно, начало нового, не менее трудного пути к серийному истребителю нового поколения.

В 1994 г., еще до первого полета прототипа Mitsubishi F-2, Институт технических исследований и разработок Управления национальной обороны Японии TRDI (Teclinical Researcli & Development Institute) в сотрудничестве с компанией Mitsubishi Heavy Industries начал работы по программе само-лета-демонстратора TD-X (Technology Demonstrator experimental - «экспериментальный демонстратор технологий»). TD-X должен был подняться в воздух в 2000 г и стать платформой для отработки конструкторских решений и технологий для создания истребителя завоевания превосходства в воздухе нового поколения F1-X, которому предстояло заменить F-15J в начале XXI века. На TD-X планировалось потратить около 100 млрд йен (1 млрд долл.).
 
В 1995 г по заказу TRDI компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI) начала разработку для TD-X двигателя тягой 5000 кгс. Первоначально заявлялось, что им станет двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой XF3-400 на базе ТРДД типа F3-30. Однако форсажную тягу выше 3500 кгс на нем получить не удалось. Разработчики занялись созданием его дальнейшего развития - XF5-1, получив к 2008 г требуемую тягу. Параллельно на стендах шли работы по отработке системы управления вектором тяги. Работа же по самому демонстратору и его системам постоянно переносилась -проблемы с программой F-2 оттягивали ресурсы, и планируемый срок первого полета TD-X сдвинулся на 2007 г К названию программы теперь добавилось слово Advanced - «перспективный», она получила также неофициальное имя Shinshin (в достаточно вольном переводе - «дух нации»).
 
ATD-X - лишь одна из множества программ, направленных на создание «истребителя будущего», который должен, согласно текущим планам Минобороны Японии, после 2027 г прийти на смену F-2. В их рамках различные военные исследовательские центры и подрядчики изучают проблемы создания новых материалов, компактных приводов, снижения заметности, внутреннего размещения вооружения, перспективные средства радиоэлектронного обеспечения и т.п. В 2000 г TRDI заказал у MHI пилотажный стенд для отработки новых концепций воздушного боя. Тогда же MHI начала исследования «умной обшивки» -в частности, конформной антенны с синтезированной апертурой. Начиная с 2002 т. ведется разработка адаптивной электродистанционной системы управления, обладающей функцией «самовосстановления» - SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability). Она должна обеспечить сохранение контроля над самолетом при возникновении неисправностей или получении боевых повреждений и использует помехозащищенные оптоволоконные линии передачи данных (технология fly-by-light).
 
С сентября по ноябрь 2005 г в обстановке секретности выполненная в масштабе 1:1,33 модель ATD-X проходила испытания по измерению эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) на новейшем радиоэлектронном полигонном комплексе SOLANGE в Брюзе, принадлежащем Минбороны Франции. По результатам экспериментов во внешние обводы планера были внесены изменения. В мае 2006 г на сайте TRDI была размещена фотография этой модели и сообщалось, что «для создания высокоманевренного малозаметного истребителя следующего поколения требуется его отработка на подобных моделях для снятия диаграмм ЭПР, в тч. при отклонении поверхностей управления». Позже стало известно, что исследования аэродинамической конфигурации ATD-X проводились в 2006-2007 гг в ходе испытаний динамически подобных радиоуправляемых моделей в масштабе 1:5 на полигоне на Хоккайдо. Проводилась отработка законов управления и адаптивной системы управления, поведение на больших углах атаки и т.д. Всего было построено четыре таких модели, совершивших в общей сложности 40 полетов.
 
Полный ход программе ATD-X был дан в начале 2007 г, однако ей еще предстояло пережить несколько взлетов и падений. Так, в оборонном бюджете на 2008 ф.г (в Японии финансовый год начинается 1 апреля) расходы на проект были урезаны в 7 раз - с запрошенных 49,9 до всего 7 млрд йен (470 и 66 млн долл. соответственно). В условиях имевшего тогда место финансового кризиса приоритет был отдан модернизации стоящих на вооружении Японии F-15J. На 2009 ф.г программа получила 8,5 млрд йен (95 млн долл.), что позволило начать полноценную разработку самолета-демонстратора. Всего на 2009-2016 ф.г на ATD-X было выделено 39,2 млрд йен (359 млн долл.)
 
В ряде интервью в 2011 г руководитель подразделения авиационных систем TRDI генерал Хидэюки Йошиока подтвердил намерение Японии получить на вооружение истребитель пятого поколения в условиях, когда соседи - Россия и Китай - скоро будут иметь истребители Т-50 и J-20. Он объявил, что выкатка и начало испытаний ATD-X намечены на 2014 г (последняя дата была ошибочно воспринята многими как дата первого полета). Позже в том же году он сообщил, что летные испытания начнутся в 2016 г., подчеркнув, что необходимо поднять самолет в воздух к этому времени, поскольку ATD-X должен быть использован в т.ч. для проверки возможности собственных сил ПВО Японии противостоять самолетам пятого поколения. В конце 2011 г Министерство обороны Японии и компания MHI подписали договор на постройку самолета-демонстратора ATD-X.
 
Основным подрядчиком по проекту выступила сама Mitsubishi Heavy Industries (отвечала за изготовление фюзеляжа и окончательную сборку). В нем принимали участие также компании Fuji Heavy Industries (консоли крыла) и Kawasaki Heavy Industries (кабина экипажа). Всего в создании самолета задействовалось более 220 японских предприятий. Длина самолета составила 14,2 м, размах крьша - 9,1 м (угол стреловидности крыла по передней кромке - 45°), высота на стоянке - 4,5 м. Масса пустого самолета оценивается в 9700 кг (по другим данным - в 9000 кг), максимальная взлетная масса - в 13 000 кг. Для снижения массы в конструкции ATD-X широко используются композитные материалы на основе углеродного волокна, доля которых составляет до 30% массы планера. «Шиншин» использует некоторые готовые компоненты от других самолетов. Так, остекление фонаря кабины и катапультное кресло позаимствованы у Mitsubishi Т-4, элементы шасси и тормозной гак - у Mitsubishi Т-2.
 
В то время как планер самолета в целом выполнен по канонам технологий снижения заметности, летный образец в настоящее время не имеет радиопоглощающих покрытий, и лишь фонарь имеет специальное напыление. Однако, по словам генерала Йошиока, у Японии нет никаких проблем с разработкой собственных стелс-технологий, а фронтальная ЭПР у ATD-X будет «меньше, чем у птицы, но больше, чем у насекомого». Силовая установка самолета включает два ТРДДФ типа XF5-1 с форсажной тягой порядка 5000 кгс. Двигатель снабжен трехступенчатым компрессором низкого давления, шестиступенчатым компрессором высокого давления, одноступенчатыми турбинами низкого и высокого давления. Длина двигателя - 3 м, максимальный диаметр - 0,6 м, масса - 644 кг Степень повышения давления в компрессоре достигает 26, температура на входе в турбину - 1600°С. Для повышения маневренности самолет-демонстратор оснащен системой всеракурсного управления вектором тяги, реализованного на данном этапе дифференциальным отклонением реактивной струи тремя специальными поверхностями за соплом каждого двигателя. Подобная система использовалась на американо-германском экспериментальном самолете Rockwell/MBB Х-31А (1990 г) и летающей лаборатории NASA McDonnell Douglas F-18HARV (High Alpha Research Vehicle, 1987 r). Двигатели управляются интегрированной системой IFPC (Integrated Flight Propulsion Control).
 


 
Кто на сайте
Сейчас 442 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru