Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Самолёт-разведчик Су-24МР (СССР)

PostHeaderIconСамолёт-разведчик Су-24МР (СССР)


Самолёт-разведчик Су-24МРПомимо экспортной модификации на базе бомбардировщика создали разведчик Су-24МР (Т6МР) и постановщик помех Су-24МП. Работы по ним начались задолго до появления Су-24М, сначала под обозначениями Т-58МР и Т-58МП соответственно, а с 1976 года как Т6МР и Т6МП. Однако ОКБ, сосредоточив свои усилия на создании и модернизации бомбардировщика, смогло вплотную заняться этими машинами лишь в конце 1970-х. К изготовлению опытного экземпляра разведчика приступили в 1979 году на заводе в Новосибирске еще до утверждения заказчиком его макета. Главным конструктором самолета был Л. Лонгвинов.


В связи с новым назначением машины из прицельно-навигационной системы ПНС-24М, включая РЛС переднего обзора, на борту оставили лишь навигационный комплекс НК-24МР. При этом освободившиеся объемы использовали для размещения разведывательного оборудования. Самолет был оснащен бортовой РЛС бокового обзора «Штык» и комплексом разведки БКР-1, разработанным в НПО «Вега-М». Комплекс включал в себя средства инфракрасной, радиотехнической, телевизионной, лазерной и радиационной разведки. Имелись на самолете фотокамеры для панорамной (АП-402М) и перспективной (АФА А-100) фотосъемки. При этом фотопленки проявлялись на борту и сбрасывались в капсулах в заданном районе, а остальная информация передавалась на землю по радиоканалам. Часть разведывательного оборудования размещалась в фюзеляже, а остальное - в контейнерах: «Эфир-1М» -под крылом, а «Шпиль-2М» и «Тангаж» - под фюзеляжем.
 
Для защиты самолета от воздушного противника в его арсенале имелись две ракеты Р-60. С такой нагрузкой радиус действия разведчика составлял от 410 до 560 км без дозаправки топливом в полете, а глубина разведки противника за линией боевого соприкосновения достигала 400 км. Максимальная скорость Су-24МР с контейнерами «Эфир-1М», «Шпиль-2М» и двумя ракетами Р-60 достигала 1200 км/ч, а без подвесок в зависимости от высоты 1500-1600 км/ч, потолок - 17 000 метров, а дальность с дополнительными баками - 2500 км.
 
25 июля 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.А. Иванов поднял в воздух первый опытный экземпляр разведчика Т6МР-26. Государственные испытания, в которых участвовали две машины, завершились в ноябре 1982-го, и в том же году он был принят на вооружение. Первый серийный экземпляр Су-24МР 13 апреля 1983 года облетали летчик-испытатель В.Т. Выломов и штурман-испытатель В.С. Шкуратов. В ВВС Су-24МР начали осваивать летом 1983 года пилоты 4-го ЦБПиПЛС, а из строевых частей - летчики 47-го ограп (Шаталово), где с 1987-го по 1988 года успешно прошли войсковые испытания разведчика. Там же 20 июня 1988 года потеряли первый Су-24М. При заходе на посадку из-за отказа гидросистемы не вышли опоры шасси. Экипаж вынужден был катапультироваться. Это не единственный такой случай.
 
Самолёт-разведчик Су-24МР
В частности, 19 сентября 1991 года после выполнения полета на сложный пилотаж экипаж Су-24МР (подполковник В.С. Синицкий и инструктор полковник В. Мироненко) возвращался на свой аэродром. При заходе на посадку не вышли основные опоры шасси. Все попытки, включая создание знакопеременных перегрузок не привели к желаемому результату. Тогда экипаж решил произвести посадку на грунтовую ВПП с касанием ее колесами передней опоры. Во время захода на посадку неожиданно вышла левая стойка. Приземление было выполнено безукоризненно с повреждением лишь законцовки правой консоли крыла, тормозного щитка и фальшкиля. Спустя десять лет самолет впервые продемонстрировали общественности на выставке «Мосаэрошоу-92», предшественнице будущих МАКСов.
 
Параллельно с разведчиком Су-24МР на базе бомбардировщика был создан постановщик помех. Первым опытный образец машины Т6МП-25 поднял в воздух14 марта 1980 года летчик-испытатель ОКБ А.С. Комаров. Государственные испытания постановщика помех, получившего обозначение Су-24МП, завершились в ноябре 1982 года. Выпуск самолета ограничили десятью машинами, и первый его экземпляр облетал экипажем в составе: командир - И.Я. Сушко, штурман - В.Я. Глинчиков в Новосибирске 7 апреля 1983 года. В начале 1980-х в ОКБ разрабатывалась большая модификация Су-24БМ с двигателями АЛ-31Ф. Но дальше эскизного проекта и натурного макета машины дело не пошло. Можно лишь предположить, что причиной тому стало появление истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ, предшественника Су-34.
 
Технические характеристики Су-24М
Размах крыла, м 
- максимальный (69 град)  17,64
- минимальный (16 град)  10,37
Длина самолета, м  24.59
Высота самолета, м  6.19
- при угле 69 град.  51,02
- при угле 16 град.  55,16
Площадь крыла, м2 
Масса, кг 
- пустого самолета  22300
- нормальная взлетная  33500
- максимальная взлетная  39700
- максимальная посадочная  28000
Топливо, кг 
- внутренние топливо  9800
- ПТБ  6590
Тип двигателя  2 ТРДФ НПО Сатурн АЛ-21Ф-3А
Тяга, кН 
- нефорсированная  2 х 76.49
- форсированная  2 х 110.32
Максимальная скорость, км/ч 
- на высоте  1700
- на уровне моря  1400
Перегоночная дальность, км 
- с одной дозаправкой  4270
- с двумя ПТБ  2850
Боевой радиус действия, км 
- без ПТБ  390
- с ПТБ  560
Практический потолок, м  11000
Макс. эксплуатационная перегрузка  6.5
Экипаж, ч  2
Вооружение: 
- одна встроенная 23-мм пушка ГШ-6-23М с 500 снарядами
Боевая нагрузка - 8000 кг на 8 узлах подвески
- управляемое и корректируемое вооружение класса "воздух-поверхность" (ракеты Х-23, Х-23М, Х-28, Х-25МР, Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, Х-31П, Х-58У, Х-58Е, Х-59; авиабомбы КАБ-500Л, КАБ-500КР, КАБ-1500Л);
- неуправляемое вооружение (авиабомбы ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500М62, ФАБ-500М54, ЗБ-500Ш, ЗБ-500ГД, РБК-250, РБК-500, НУРСы С-5, С-8КО, С-13Т, С-13ОФ, С-24Б, С-25ОФ, С-25ОФМ);
- управляемое ракетное вооружение класса "воздух-воздух" (до 2 ракет Р-60 или Р-60М).
В семи точках могут подвешиваться контейнерные системы типа КМГУ, в 3-х - подвесные пушечные установки СППУ-6 с подвижной шестиствольной пушкой 9А-620 или 9А-768 калибра 23 мм с боекомплектом 400 снарядов в каждой
 
Кто на сайте
Сейчас 259 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru