Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Авиация Экспериментальный истребитель «1.44» (СССР)

PostHeaderIconЭкспериментальный истребитель «1.44» (СССР)

Экспериментальный истребитель «1.44» Ровно 20 лет назад, 29 февраля 2000 г., в подмосковном Жуковском поднялся в воздух уникальный опытно-экспериментальный самолет, известный как «изделие 1.44». Он был разработан и построен в ОКБ им. А.И. Микояна в рамках программы создания «Истребителя 90-х годов» (И-90) - первого в стране многофункционального истребителя пятого поколения. У этого проекта непростая судьба: он был запущен еще в начале 1980-х гг. и должен был стать своего рода локомотивом развития всего отечественного авиастроения. Предполагалось, что на вооружение самолет должен поступить в 1990-е гг., придав нашей истребительной авиации ряд принципиально новых качеств. Но распался Советский Союз, изменилась геополитическая обстановка, экономика страны вошла в глубокий кризис, и финансирование многих оборонных программ было прекращено. В результате, уже построенный и переданный в 1994 г. на аэродром самолет, успевший совершить несколько рулежек и пробежек, пришлось на много лет поставить в ангар. Работы по его подготовке к летным испытаниям удалось возобновить только в 1999 г., причем исключительно на собственные средства переживавшей тогда нелегкие времена фирмы «МиГ».


Уникальному опытно-экспериментальному истребителю «1.44» довелось совершить всего два полета: заказчик, ссылаясь на изменение требований, к тому времени окончательно утратил интерес к этому проекту, а финансовых возможностей разработчика явно не хватало для обеспечения летных испытаний сложнейшего авиационного комплекса, воплотившего в себя большое число новых технических решений. Несмотря на столь незавидную судьбу, «1.44» стал важной страницей в истории отечественной авиации: благодаря ему была проработана концепция истребителя следующего поколения, создан и испытан принципиально новый двигатель с уникальными характеристиками, спроектирован и освоен ряд новейших бортовых систем и технологий, начата разработка перспективного авиационного вооружения.
 
«1.44» стал первым построенным российским истребителем пятого поколения (создававшийся в инициативном порядке в ОКБ Сухого опытно-экспериментальный самолет с крылом обратной стреловидности, получивший известность под именем Су-47 «Беркут», поступил на аэродром тремя годами позднее, правда, взлететь ему удалось на два с половиной года раньше - в сентябре 1997 г.). Опыт, приобретенный в процессе разработки самолета «1.44», стал серьезным фундаментом для совершенствования других истребителей «МиГ» и проектирования новых боевых машин, которые могут появиться в будущем. Работы по истребителям пятого поколения в СССР и США начались практически одновременно. На Московском машиностроительном заводе им. А.И. Микояна к предварительным исследованиям облика перспективных истребителей, которые могли бы прийти на смену в 1990-е гг только еще вышедшим в тот момент на испытания самолетам четвертого поколения МиГ-29 и Су-27, приступили еще во второй половине 1970-х гг. Целевая комплексная программа создания истребителей 1990-х гг. (И-90) была развернута в Советском Союзе на основании постановления правительства, вышедшего в июле 1981 г.
 
В течение нескольких лет был выполнен комплекс научно-исследовательских работ по формированию концепции и аэродинамической компоновки перспективного истребителя, двигателям, оружию, комплексам бортового оборудования, материалам и технологиям, которые могли быть использованы на самолете пятого поколения. В процессе этих исследований были определены основные требования, которым должен отвечать перспективный истребитель. К ним, в частности, относились сверхманевренность, возможность выполнения крейсерского полета на сверхзвуковой скорости при бесфорсажном режиме работы двигателей, малая радиолокационная заметность, повышенная эффективность поражения воздушных и наземных целей, улучшенные эксплуатационные показатели. Результаты проведенных исследований были рассмотрены и одобрены Военно-промышленной комиссией при Совете Министров СССР в мае 1983 г, и инициатору программы - ММЗ им. А.И. Микояна - было выдано техническое задание на разработку аванпроекта самолета пятого поколения, который должен был превосходить по характеристикам как все существующие отечественные и зарубежные истребители, так и перспективный американский истребитель, создаваемый по программе ATF (будущий F-22).
 
Аванпроект перспективного истребителя был в целом закончен специалистами ОКБ им. А.И. Микояна в 1985 г Особенность
его заключалось в том, что он выполнялся в двух частях - по тяжелому многофункциональному фронтовому истребителю (МФИ) и по легкому фронтовому истребителю (ЛФИ) с высокой степенью унификации между ними. Разрабатываемые «МиГи» пятого поколения отличались от ранее созданных советских истребителей рядом принципиальных особенностей. К их числу, в первую очередь, следует отнести использование компоновочной схемы «утка» с адаптивным крылом, применение двигателей пятого поколения с возможностью изменения вектора тяги, использование качественно новых систем оборудования и вооружения с высокой степенью интеграции и использованием новейшей элементной базы.
 
Экспериментальный истребитель «1.44»
По результатам рассмотрения аванпроекта в июне 1986 г. вышло постановление советского правительства о разработке многофункционального фронтового истребителя пятого поколения - МФИ. Тему легкого фронтового истребителя в то время признали менее приоритетной, и спустя два года работы по нему свернули. ОКБ им. А.И. Микояна приступило к разработке эскизного проекта МФИ, получившего шифр «1.42», параллельно началась подготовка конструкторской документации для постройки опытно-экспериментального самолета «1.44», предназначенного для оценки и отработки на летных испытаниях аэродинамики перспективного истребителя, определения основных летно-технических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости, оценки прочности, испытаний и доводки комплексной системы управления, силовой установки, систем и оборудования, а впоследствии и всего комплекса в целом.
 
К 1990 гг «МиГовцы» завершили разработку эскизного проекта истребителя, что позволило приступить к рабочему проектированию основных систем самолета, выпуску чертежей и документации для производства. Изготовление опытно-экспериментального caмолeтa «1.44» велось на опытном заводе ОКБ им. А.И. Микояна в Москве при участии Горьковского авиационного производственного объединения им. С. Орждоникидзе. Одновременно на серийном заводе в Нижнем Новгороде развернулась подготовка к постройке следующих прототипов истребителя.
 
Огромный объем работ провели специалисты московского НПО «Сатурн», которые сумели в течение 1982-1992 гг разработать принципиально новый высокотемпературный двигатель пятого поколения АЛ-41Ф с большой тягой на бесфорсажном и форсажном режимах работы, оснащенный не имевшей аналогов электронной системой управления. Опытные образцы АЛ-41Ф прошли большой объем испытаний как на стендах, так и на борту летающих лабораторий - дозвуковой на базе бомбардировщика Ту-16 и сверхзвуковой на основе истребителя МиГ-25ПД (у первой опытный двигатель устанавливался на подфюзеляжной подвеске, у второй - на месте левого штатного Р15Б-300).
 
Экспериментальный истребитель «1.44»
Конструкторы и инженеры ОКБ в сотрудничестве со специалистами смежных организаций выполнили значительное количество исследований по самолетным системам, особенно по комплексной системе дистанционного управления (разработка МП ПК «Авионика») и рулевым приводам (НПО «Родина»), по подготовке математического обеспечения и контрольно-записывающей аппаратуры. Основу системы управления вооружением самолета должен был составить новый радиолокационный прицельный комплекс разработки московского НПО «Фазотрон» с фазированными антенными решетками. В состав вооружения истребителя предполагалось включить как модернизированные образцы серийных управляемых ракет, так и перспективные высокоточные авиационные средства поражения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» малой, средней и большой дальности. Для снижения заметности самолета вооружение должно было размещаться не только на внешней подвеске под крылом, но и во внутреннем отсеке фюзеляжа (на опытно-экспериментальном самолете внутренний отсек вооружения не предусматривался).
 
Окончание холодной войны, распад СССР и переход экономики России на рыночные рельсы, сопровождавшиеся серьезным кризисом оборонно-промышленного производства в стране и отказом от многих программ в области разработки и закупок новой военной техники, привели к тому, что после 1992 г. финансирование работ по теме микояновского истребителя пятого поколения значительно сократилось. Тем не менее, опытному производству ОКБ им. А.И. Микояна удалось в начале 1994 г завершить сборку опытно-экспериментального caмолeтa «1.44». В июле того же года он был перевезен на летно-испытательную и доводочную базу ОКБ в Жуковском, а в декабре 1994 г. машина, управляемая летчиком-испытателем Романом Таскаевым, совершила первые рулежки и пробежки по взлетно-посадочной полосе ЛИИ. Однако из-за резкого сокращения бюджетных ассигнований довести истребитель до стадии летных испытаний тогда не удалось: в 1995 г. государственное финансирование программы было полностью остановлено, и опытный «1.44» поставили на длительное хранение в одном из ангаров летно-испытательной и доводочной базы АНПК «МиГ» в Жуковском, где он и находился без движения около пяти лет
 


 
Кто на сайте
Сейчас 216 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru