Опытный 420-мм самоходный миномет 2Б1 «Ока» (СССР)

Противооткатные устройства на миномете 2Б1 «Ока» отсутствовали. Поэтому для самоходной установки была разработана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимися ленивцами и гидроамортизаторами, частично поглощавшими энергию отдачи. После выстрела установка откатывалась на гусеницах на несколько метров. В ходе испытаний установок при стрельбе не выдерживали ленивцы, срывало с креплений коробку передач и др. Механизм точного горизонтального наведения имел электрический привод, а подъемный механизм - гидропривод. Моторно-силовая установка была заимствована от танка Т-10. В передней части корпуса машины размещалось моторно-трансмиссионное отделение, в котором был установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12-6Б, оснащенный системой турбонаддува и развивающий мощность в 750 л.с. Здесь же находилась механическая планетарная трансмиссия, которая была сблокирована с механизмом поворота.

Шасси самоходного миномета 2Б1 «Ока» обладало 8 сдвоенными опорными катками и 4 поддерживающими роликами (с каждой стороны корпуса), заднее колесо было направляющим, переднее — ведущим. Направляющие колеса шасси обладали гидросистемой опускания их в боевом положении на грунт. Подвеска шасси была торсионной пучковой с гидравлическими амортизаторами, которые были в состоянии поглотить существенную часть энергии отдачи в момент выстрела из миномета. Вес установки составил 55,3 тонны. На миномете использовался 420-мм гладкоствольный миномет 2Б2 длиной в 47,5 калибров. Заряжание мин осуществлялось с казенной части миномета при помощи подъемного крана (вес мины 750 кг). Скорострельность - 1 выстрел в течение 5 минут. Возимый боезапас миномета 2Б1 «Ока» включал в себя одну мину с ядерной боеголовкой. В вертикальной плоскости ствол перемещался благодаря гидросистеме, в то же время горизонтальное наведение миномета производилось в 2 этапа: первоначально грубая наладка всей установки и только уже после этого наведение на цель с помощью электропривода. На марше в установке находился только один член экипажа - механик-водитель.
В 1957 году Кировским заводом были закончены четыре установки 2Б1 и 7 ноября 1957 года миномет был показан на параде в Москве. Система казалась настолько неестественно громоздкой, что иностранные специалисты, смотревшие парад, уверяли прессу, что это всего лишь бутафория. В 1957-1960 годах шла доработка миномета, а в 1960 году последовало постановление Совета Министров о прекращении работ над 2Б1. Причиной этого явились, с одной стороны, большие весогабаритные характеристики машины, существенно ограничивающие ее проходимость, а с другой - уменьшение размеров ядерных боеприпасов и принятие на вооружение тактических неуправляемых ракет с тяжелыми головными частями.
Тактико-технические характеристики миномета 2Б1 «Ока»
Длина с пушкой вперёд, мм 20020
Ширина, мм 3080
Высота, мм 5728
Клиренс, мм 460
Калибр и марка пушки 420-мм 2Б2
Тип пушки - миномёт
Длина ствола, калибров - около 47,5
Углы ВН, град. +12…+75
Углы ГН, град. нет
Дальность стрельбы, км 0,8…45
Прицелы ТПВ-51, «Угол», С-71-5, ЗИС-3
Тип двигателя В-12-6Б
Мощность двигателя, л. с. 750
Скорость по шоссе, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 220
Удельная мощность, л. с./т 13,6
Тип подвески - индивидуальная торсионная пучковая
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,65
Длина с пушкой вперёд, мм 20020
Ширина, мм 3080
Высота, мм 5728
Клиренс, мм 460
Калибр и марка пушки 420-мм 2Б2
Тип пушки - миномёт
Длина ствола, калибров - около 47,5
Углы ВН, град. +12…+75
Углы ГН, град. нет
Дальность стрельбы, км 0,8…45
Прицелы ТПВ-51, «Угол», С-71-5, ЗИС-3
Тип двигателя В-12-6Б
Мощность двигателя, л. с. 750
Скорость по шоссе, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 220
Удельная мощность, л. с./т 13,6
Тип подвески - индивидуальная торсионная пучковая
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,65