Опытная ракетная система Д-80 / Д-80С (СССР)

О пусковых установках со схемой «закрытая труба» у нас после 15-летней паузы вспомнили в 1963 г., когда началось проектирование ракетной системы Д-80. В проекте пусковая установка Д-80 называлась орудием, стреляющим активно-реактивным снарядом, но ее лучше считать пусковой установкой со схемой «закрытая труба», а снаряд - ракетой.
Пусковая установка Д-80 состояла из трубчатой направляющей калибра 535 мм, установленной на гусеничном шасси «объект 429» (харьковский тягач МТ-Т). Ствол Д-80 имел противооткатные устройства с длинным откатом и дульный тормоз с эффективностью 58%. Длина ствола с дульным тормозом 8045 мм, то есть 15 калибров. Люлька Д-80 упиралась в поддон, опущенный на грунт. Заряжание производилось с дульной части специальным заряжающим устройством. Разряжание - тем же механизмом. Заряжание - раздельное. Ствол Д-80 имел 64 нареза, крутизна нарезки 15 калибров. Стрельба велась снарядами (ракетами), имевшими готовые нарезы на корпусе.
Пусковая установка Д-80 состояла из трубчатой направляющей калибра 535 мм, установленной на гусеничном шасси «объект 429» (харьковский тягач МТ-Т). Ствол Д-80 имел противооткатные устройства с длинным откатом и дульный тормоз с эффективностью 58%. Длина ствола с дульным тормозом 8045 мм, то есть 15 калибров. Люлька Д-80 упиралась в поддон, опущенный на грунт. Заряжание производилось с дульной части специальным заряжающим устройством. Разряжание - тем же механизмом. Заряжание - раздельное. Ствол Д-80 имел 64 нареза, крутизна нарезки 15 калибров. Стрельба велась снарядами (ракетами), имевшими готовые нарезы на корпусе.
В боекомплект Д-80 входили:
а) 535-мм обычный фугасный снаряд весом 905 кг. Снаряд выбрасывался вышибным зарядом весом 144 кг на дальность от 5 до 13 км.
б) 535-мм активно-реактивный снаряд (АРС) весом 905 кг. Активно-реактивный снаряд выстреливался из канала вышибными зарядами с дульными скоростями 500, 330 и 250 м/с. Максимальный вес вышибного заряда 144 кг, а максимальное давление в канале 1025 кг/см 2.
а) 535-мм обычный фугасный снаряд весом 905 кг. Снаряд выбрасывался вышибным зарядом весом 144 кг на дальность от 5 до 13 км.
б) 535-мм активно-реактивный снаряд (АРС) весом 905 кг. Активно-реактивный снаряд выстреливался из канала вышибными зарядами с дульными скоростями 500, 330 и 250 м/с. Максимальный вес вышибного заряда 144 кг, а максимальное давление в канале 1025 кг/см 2.

Активно-реактивный снаряд был снабжен мощным реактивным твердотопливным двигателем, благодаря чему дальность стрельбы им была от 5 до 75 км. Вес ракетного топлива 286 кг, время работы двигателя 14,8 с. Боевая часть АРСа весила 450 кг. АРС должен был иметь боеголовки: фугасную, кассетную или специальную АА22, ту же самую, что и на снаряде 9М21Б комплекса «Луна-М». Расчетное круговое вероятное отклонение АРСа на предельной дальности составляло 550 м. Угол вертикального наведения пусковой установки Д-80 составлял от +50° до +70°. Вертикальное наведение ствола производилось гидравлическим устройством. Кроме того, был предусмотрен и ручной привод. Угол горизонтального наведения составлял 8°. Механизм горизонтального наведения секторного типа. Прицел механического типа взят от 122-мм гаубицы Д-30. Габариты пусковой установки: длина 12 570 мм; высота 3680 мм; ширина 3250 мм. Вес установки 35 т. Максимальная скорость по шоссе 60 км/час. Расчет 3 человека. В походном положении снаряды (ракеты) должны были возиться на транспортно-заряжающей машине, которая была спроектирована на том же шасси «объект 429». На нее грузили одиннадцать 535-мм снарядов.
Головным разработчиком комплекса Д-80 было назначено ОКБ-9. В разработке участвовали: НИИ-1, НИИ-24, НИИ-125, НИИ-13, НИИ-61 и другие организации. 10 мая 1965 г. был рассмотрен аванпроект ОКБ-9. Проектанты попытались доказать преимущества комплекса Д-80 перед «Луной-М», поскольку комплекс Д-80 проектировался в качестве дивизионного средства. В октябре 1988 г. заводу «Баррикады» был даже дан заказ на изготовление трубы и казенника для Д-80. Но в конце 1988 г. все работы по Д-80 были прекращены. Проект был кардинально переработан и получил индекс Д-80-2, но и новый вариант не устроил начальство. В сентябре 1969 г. ОКБ-9 предложило новый проект Д-80С.
Так же, как и Д-80, новая система имела 535-мм нарезной ствол. Однако заряжание производилось теперь с казенной части, по схеме, близкой к 240-мм миномету М-240. Схема была безоткатная, казенник с затвором упирались в массивный поддон. Ствол был смонтирован в обойме типа карданной рамы гироскопа при помощи шарнирного устройства и мог в ней поворачиваться для осуществления горизонтального наведения. Угол заряжания системы от -7° до -10°. Заряжание раздельное. Вышибной заряд в картузах помещался в короткой (150-мм) металлической гильзе. Механизмы вертикального и горизонтального наведения были секторного типа, имели механизм быстрого приведения на угол заряжания. В качестве шасси Д-8 °C был использован гусеничный бронированный транспортер МТ-ЛБ. Вес ствола 3350 кг. Вес пусковой установки с 50-процентной заправкой топливом и без расчета - 15 тонн. Расчет 3-4 человека.
Стрельба должна была вестись АРСами (ракетами) весом 930 кг. Дульная скорость снаряда 450 м/с. Дальность стрельбы от 5 до 65 км. Вес боевой части 420 кг. Рассматривались варианты применения фугасных, кассетных и специальных боеголовок.
Чтобы сделать проект Д-80C более привлекательным для начальства, конструкторы ОКБ-9 на его базе спроектировали еще несколько ракетных пусковых установок со схемой «закрытая труба». Среди них были:
- 280-мм четырехствольная самоходная пусковая установка Д-6 на том же шасси (то есть МТ-ЛБ) и с теми же установочными частями, что и Д-80C.
- 152-мм четырехствольная самоходная пусковая установка Д-14 сконструирована на шасси МТ-ЛБ, унифицированном с Д-80.
- 280-мм буксируемая пусковая установка Д-27 Ординарный нарезной ствол накладывался на штатный лафет от 122-мм гаубицы Д-30.
- 280-мм буксируемая пусковая установка Д-105 могла стрелять АРСами (ракетами) с баллистикой Д-6 по схеме Д-3. Боевой вес пусковой установки 6500 кг. По схеме Д-3 цапфы люльки относились за казенный срез ствола почти на полную длину отката, что создавало возможность почти не менять центр тяжести системы при угле горизонтального наведения ±30° и сохранить устойчивость системы при выстреле.
Ни один из перечисленных проектов реализован не был. Одной из причин этого было решение руководства о прекращении работ над неуправляемыми тактическими ракетами — носителями спецбоеприпасов.
Чтобы сделать проект Д-80C более привлекательным для начальства, конструкторы ОКБ-9 на его базе спроектировали еще несколько ракетных пусковых установок со схемой «закрытая труба». Среди них были:
- 280-мм четырехствольная самоходная пусковая установка Д-6 на том же шасси (то есть МТ-ЛБ) и с теми же установочными частями, что и Д-80C.
- 152-мм четырехствольная самоходная пусковая установка Д-14 сконструирована на шасси МТ-ЛБ, унифицированном с Д-80.
- 280-мм буксируемая пусковая установка Д-27 Ординарный нарезной ствол накладывался на штатный лафет от 122-мм гаубицы Д-30.
- 280-мм буксируемая пусковая установка Д-105 могла стрелять АРСами (ракетами) с баллистикой Д-6 по схеме Д-3. Боевой вес пусковой установки 6500 кг. По схеме Д-3 цапфы люльки относились за казенный срез ствола почти на полную длину отката, что создавало возможность почти не менять центр тяжести системы при угле горизонтального наведения ±30° и сохранить устойчивость системы при выстреле.
Ни один из перечисленных проектов реализован не был. Одной из причин этого было решение руководства о прекращении работ над неуправляемыми тактическими ракетами — носителями спецбоеприпасов.