210-мм пушка С-72 / 305-мм гаубица С-73 (СССР)

В 1945 г. возникла идея превратить самоходный вариант дуплекса в триплекс, введя в его состав 500-мм мортиру. Но по неясным причинам в план 1946 г. эта мортира не попала. Стволы 210-мм пушки и 305-мм гаубицы состояли из свободной трубы, кожуха и казённика. Крутизна нарезки обоих стволов постоянная. Затворы поршневые двухтактные с ручным приводом. Ствол гаубицы был оснащён дульным тормозом, представлявшим собой цилиндр с круглыми отверстиями. Лафет единый для обоих орудий. Тормоз отката гидравлический веретённого типа с переменной длиной отката. Накатник и уравновешивающий механизм гидропневматические. Подъёмный и поворотный механизмы работали от электропривода, но был предусмотрен и ручной привод.

В начале 1950-х гг. орудиям дуплекса присвоили индексы ЦНИИ-58: 210-мм пушку стали именовать С-72, а 305-мм гаубицу - С-73. В 1954 г. 280-мм пушке-гаубице, которую предполагалось установить на лафете дуплекса, присвоили индекс С-90. 10 июля 1947 г. Министерство вооружений приказом № 212 включило в план работ на 1948 г. «изготовление двух 210-мм пушек и двух 305-мм гаубиц на едином лафете («Большой дуплекс») с повозками». Однако из-за доработок проекта в ЦНИИ-58 к изготовлению орудий сумели приступить не ранее 1950 г. Обе системы перевозились на трёх отдельных повозках в разобранном виде. Повозки для пушки имели индекс С-74, а для гаубицы - С-75. Для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно ему был придан специальный 20-тонный автомобильный кран стрелового типа и вспомогательный автомобиль МАЗ-200.
280-мм пушка-гаубица С-90 имела вес в боевом положении 62 т. Угол вертикального наведения 0°; +70°, угол горизонтального наведения 50°. Скорострельность, время перехода из походного положения в боевое, скорость возки и т. д. те же, что и у орудий дуплекса. В боекомплект С-90 входили фугасный снаряд весом 246 кг и бетонобойный снаряд весом 395 кг. Начальная скорость и дальность стрельбы для фугасного снаряда составляли 820 м/с и 30 км, а для бетонобойного - 525 м/с и 19,2 км.

Судя по отчёту, гаубица стреляла отлично, но руководство полигона было настроено к ней крайне недоброжелательно. Начальник полигона генерал-майор Бульба не сумел указать ни одного недостатка в ходе испытаний гаубицы. Зато он заявил, что, мол, перевооружение системы невозможно без крана АК-20, который, имеет низкую проходимость... «Войсковая часть № 33491 считает, писалось в отчёте, что если имеется необходимость в орудии с баллистическими характеристиками гаубицы С-73, то её качающуюся часть целесообразно наложить на артсамоход типа объекта 271». Слов нет! «Мудрый» генерал Бульба предложил наложить С-73 на «артсамоход типа объекта 271», но не уточнил, во сколько это обойдётся государству и сколько займёт лет. А главное, Бульба умолчал о том, что артсамоход объект 271 (406-мм пушка СМ-54) был чудовищным монстром, который не мог проходить через обычные мосты, не вписывался в улицы городов, туннели под мостами, застревал под линиями электропередач, не мог перевозиться на железнодорожной платформе... Из-за чего сей агрегат так и не был принят на вооружение.
По здравому рассуждению, в случае «выхода из строя крана АК-20», можно в состав батареи С-73 ввести один, два или даже четыре запасных крана. Выйдет из строя один, его заменит другой, а вот что делать, если сломается движок артсамохода? Кроме того, вопрос с недостаточной проходимостью кране легче всего решить постановкой на гусеничное шасси самого крана, а не всего орудия целиком! Как мог генерал-майор технической службы не понять, что С-73 - это не полковая и не дивизионная пушка, обязанная сопровождать наступающую пехоту. Это ведь штучное орудие особой мощности! Тем не менее Грабину пришлось уступить генералам из ГАУ и заняться гигантскими самоходными артиллерийскими установками. На базе С-72, С-73 и С-90 в 1954-1955 гг. в ЦНИИ-58 был разработан «Большой триплекс» - 210-мм пушка С-110А; 280-мм пушка-гаубица С-111А и 305-мм гаубица на едином самоходном лафете. Технический проект самоходного триплекса был направлен в Министерство оборонной промышленности 31 декабря 1955 г. Но всё это было напрасно - ни одно орудие особой мощности, разработанное Грабиным, не было принято на вооружение. Руководство страны во главе с Хрущёвым считало, что артиллерия отжила своё.