Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Управляемые авиабомбы GBU-15 / AGS-130 (США)

PostHeaderIconУправляемые авиабомбы GBU-15 / AGS-130 (США)


Управляемые авиабомбы GBU-15 / AGS-130Характерными чертами управляемых авиабомб «третьего поколения» стали увеличение дальности сброса и расчет на применение с малых высот в любое время суток. На малых высотах практически невозможно применять систему полуактивного наведения по отраженному лучу - слишком осложнено взаимодействие оператора подсветки и пилота самолета-носителя управляемой авиабомбы (УАБ). Тем больше становится интерес к пассивным системам самонаведения. В 1974 году отдел систем авиационного вооружения командования ВВС США развернул работы над УАБ модульной конструкции в рамках проекта HOBOS. Предполагалось разработать семейство планирующих авиабомб, имеющих на 80% унифицированные элементы конструкции и предназначенных для поражения различных типов целей.


Компании «Rockwell International» и «Hughes Aircraft» разрабатывали варианты GBU-15(V)CWW с крестообразным крылом и GBU-15(V)PWW с плоским раскрывающимся крылом, впоследствии переобозначенные, соответственно, GBU-15 и GBU-20. Летные испытания УАБ начались в 1975 году. В 1980 году была выбрана GBU-15 разработки «Rockwell International». Ее испытания в модификации с телевизионной головкой самонаведения закончены в 1983 году, с тепловизионной - в 1985-м. Носителями GBU-15 могли служить самолеты F-4E, F-15E, F/A-18, A-7, «Торнадо», F-111F, B-52D. Основными носителями, впрочем, стали F-15Е и F-111F.
 

УСТРОЙСТВО GBU-15

 
Конструкция авиабомбы GBU-15 включает шесть сменных модулей - боевую часть, систему наведения, аппаратуру и механизмы управления, переходник, крыло, приемопередатчик двухстороннего канала связи. В качестве боевой части используются авиационные боеприпасы: это может быть фугасная бомба Mk.84 калибра 907 кг (2000 фунтов), кассетные SUU-54 (с противопехотными и противотанковыми элементами) и CBU-75 (более 1500 осколочных элементов). Позднее добавилась проникающая боевая часть BLU-109/B для поражения заглубленных, хорошо защищенных целей. В носовой части крепится модуль, включающий головку самонаведения (ГСН) и устройство наведения, на внешней поверхности модуля установлены стабилизаторы.
 
В условиях хорошей освещенности используется модуль с телевизионной ГСН DSU-27A/D, при ограниченной видимости и ночью - с тепловизионной ГСН WGU-10/B, унифицированной с авиационной ракетой AGM-65D «Мэверик». Телевизионная ГСН блокируется с устройством наведения ADU-452 (в такой конфигурации бомба получила обозначение GBU-15(V)1/B), тепловизионная - с устройством ADU-453 (бомба GBU-15(V)2/B). Модуль аппаратуры и механизмов управления WCU-8/B, крепящийся в хвостовой части, включает автопилот и приводы рулей. С устройством наведения аппаратура соединяется кабелями, проходящими через гаргрот сверху бомбы, здесь же размещены разъемы. К модулю крепится приемопередатчик DA-8921/AXQ-14. Крестообразное крыло MXU-723/B снабжено рулями, имеющими дифференциальное (попарное) управление.
 
Сброс УАБ производится обычно с горизонтального полета на высотах от 150 до 13 000 м. После сброса с малых высот бомба, используя запас скорости, на начальном участке траектории автоматически набирает высоту 500-600 м и переходит в планирование. Изображение местности, снятое теле- или тепловизионной ГСН, передается на самолет, оборудованный подвесной (в контейнере) аппаратурой AN/AXQ-14 компании «Hughes Aircraft» - это может быть как самолет-носитель, так и отдельный самолет. Оператор управления оружием получает изображение на телевизионный индикатор в кабине, по команде оператора система наведения бомбы захватывает цель на автосопровождение перед отделением от носителя или уже на траектории. Автопилот обеспечивает программное управление на начальном участке траектории, затем -управление по сигналам системы наведения. Самонаведение осуществляется корреляционным методом. На конечном участке УАБ переходит в пикирование на цель. Возможно переключение на ручное наведение по радиоканалу.
 
В 1999 году УАБ модернизирована до стандарта EGBU-15 (Enhanced GBU-15) с установкой приемника навигационной системы GPS. К работе привлекли «Эпплайд Сайенсиз Инжиниринг Интернэшнл» и «Рейтон Дефенс Системз». В результате два имеющихся способа наведения - оптическое самонаведение и ручное наведение - дополнились третьим; программным наведением по координатам цели, введенным в память системы перед сбросом бомбы. Это повысило «всепогодность» применения и автономность боеприпаса. Внешне EGBU-15 отличается прямоугольным крылом вместо трапециевидного. Максимальная дальность полета составила 28 км. Носителем EGBU-15 определен тактический истребитель F-15Е.
 
Для увеличения дальности планирования УАБ на малых и предельно малых высотах - и, следовательно, возможности сброса до захода самолета в зону действия средств ПВО, скрытности применения, - бомбы дополнили твердотопливным ракетным ускорителем (двигателем), крепящимся снизу. Разработку этого варианта «Рокуэлл» начала в 1984 году. По заказу ВВС США испытания велись до 1989 года. В 1991 году тактико-технические требования пересмотрены под явным влиянием опыта операции «Буря в пустыне». По сути, получилась управляемая ракета - хотя и с меньшей, чем у «обычных» авиационных ракет, тяговооруженностью, зато с большей относительной массой боевой части. Боеприпас даже получил обозначение AGM-130 (Air-to-Ground Missile). Создано несколько модификаций:
- AGM-130А с бомбой Mk.84 в качестве боевой части (AGM-130A-11 с телевизионной и AGM-130А-12 с тепловизионной ГСН),
- AGM-130B с кассетной бомбой SUU-54,
- AGM-130С с проникающей фугасной боевой частью BLU-109/B,
- AGM-130D с проникающей термобарической боевой частью BLU-118/В,
- AGM-130MCG (Mid-Course Guidance) с приемником системы GPS, сопряженным с улучшенной инерциальной системой наведения.
 
Облегченная AGM-130LW с автономной системой наведения (инерциальная/GPS) рассчитана на применение с легких одноместных истребителей. Самолет F-15Е может нести две AGM-130. Сброс AGM-130 можно производить с предельно малых высот вплоть до 15 м. Ускоритель включается в полете. Радиовысотомер позволяет выдерживать высоту в соответствии с программой полета. На конечном участке траектории ускоритель сбрасывается, AGM-130 переходит в планирующий полет.
 
Тактико-технические характеристики GBU-15
Базовая авиабомба - Mk.84 / BLU-109/B
Тип боевой части - фугасная / проникающая
Диаметр корпуса, мм 460 / 460
Длина авиабомбы, мм 3900 / 3900
Размах крыла, мм 1500 /1500
Общая масса, кг 1140 / 1100
Масса боевой части, кг 907 / 907
Масса снаряжения (ВВ), кг 430 / 243
Максимальная дальность полета, км 24 / 24
 
Кто на сайте
Сейчас 131 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru