Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Крылатая ракета КСР (СССР)

PostHeaderIconКрылатая ракета КСР (СССР)


Крылатая ракета КСРДальнейшим развитием противокорабельной «Кометы» стала ракета КСР, работы над которой были начаты по постановлению Совмина № 1781 от 2 апреля 1956 г. Ракета проектировалась филиалом ОКБ-155 (ОКБ-155-2) в Дубне. Основной задачей конструкторов стала замена воздушно-реактивного двигателя на жидкостно-реактивный. У ЖРД принципиально не могло быть отказов при запуске на больших высотах. А главное, ЖРД был втрое дешевле РД-500К, стоимость которого составляла около 33% от стоимости ракеты КС-1.

Крылатая ракета КСР предназначалась для поражения радиолокационно-контрастных морских целей типа крейсер водоизмещением не менее 10 тыс. тонн, а также железнодорожных мостов, плотин и других объектов. Из-за выросшей вдвое дальности стрельбы и «прожорливости» ЖРД по сравнению с воздушно-реактивным двигателем новая ракета КСР получилась 1,5 раза тяжелее, чем КС-1. Но применение ЖРД позволило уменьшить диаметр фюзеляжа и размах крыла ракеты. Кстати, крыло на ракете КСР было сделано складывающимся.
 
С 1 июня по 15 ноября 1958 г. состоялись совместные летные испытания КСР. В ходе этих испытаний с бомбардировщика Ту-16КСР запустили 11 самолетов-снарядов на дальность до 100 км. Шесть снарядов было выпущено по кораблям-целям (танкерам «Джапаридзе» и «Чкалов»), остальные - по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из шести пусков по кораблям на дальность 90-96 км отмечено четыре прямых попадания, один промах и один пуск не зачтен из-за отказа станции наведения.
 
Запуск жидкостного реактивного двигателя С2.721В происходил безотказно в момент отцепки снаряда на всех высотах пуска с 4 до 10 км и скорости носителя 400-500 км/час. Двигатель имел два режима работы: первый с тягой 1200-1220 кг и второй с тягой 700-680 кг в полном соответствии с тактико-техническими требованиями заказчика. Испытания показали, что установленная на самолете-носителе радиолокационная станция наведения К-ПМ обеспечивала при работе по наземной цели на высоте 4-10 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15 км.
 
При работе по морским целям дальность обнаружения и взятия на автосопровождение зависит от многих факторов, в том числе от типа корабля и направления захода. Так, при высоте полета Ту-16КСР около 5 км дальность обнаружения танкеров «Джапаридзе» и «Чкалов» составила 140-160 км, а дальность их устойчивого сопровождения 120-160 км. Предельной по запасу топлива дальностью ракеты можно считать 200 км. Именно на такое расстояние улетела одна из ракет, у которой отказала аппаратура самонаведения. Тем не менее, было решено провести доработку ракеты. По этому поводу даже вышло специальное постановление Совмина № 998-435 от 22 августа 1959 г.
 
В ОКБ-286 для ракет была разработана усовершенствованная головка самонаведения с антенной увеличенных размеров - диаметр радиопрозрачного обтекателя увеличился почти до миделя ракеты. Наряду с перекомпоновкой носовой части ракеты изменилось и хвостовое оперение - стабилизатор переместили с киля на фюзеляж. В 1960 г. после введения радиолокационной ГСН ракета КСР получила обозначение КСР-2.
 
автор статьи: Александр Широкорад
первоисточник: журнал «Оружие» 2017 г. №09
 
Кто на сайте
Сейчас 334 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru