Поиск по сайту

Home Боеприпасы Снаряды, ракеты Авиационный противокорабельный самолёт-снаряд КС-1 «Комета» (СССР)

PostHeaderIconАвиационный противокорабельный самолёт-снаряд КС-1 «Комета» (СССР)


Авиационный противокорабельный самолёт-снаряд КС-1 «Комета»История первой принятой на вооружение отечественной ракеты «Комета» началась летом 1946 г. На кафедре радиолокации Военной академии войск связи в г. Ленинград (сейчас Санкт-Петербург) успешно прошла защита дипломного проекта - разработки комплекса вооружения из самолета-носителя и запускаемого с него самолета-снаряда. Система наведения радиокомандная с полуактивным радиолокационным самонаведением. Автором дипломного проекта был Сергей Берия. Да, Серго Берия - сын того самого Лаврентия Павловича. Конечно, проект был выполнен на основе трофейных немецких разработок, но Сергей Лаврентьевич представлял собой редкое исключение из плеяды сыновей, дочерей и зятьев крупных советских и партийных деятелей, занимавших высокие посты исключительно благодаря родственным связям.


С 1945 г. по март 1953 г. Л. П. Берия, бывший руководитель госбезопасности, курировал только разведку. Его основным полем деятельности в послевоенный период стало создание ракетно-ядерного щита СССР. О западных работах над ядерной бомбой Берия доложил Сталину еще в марте 1942 г. и с самого начала советского атомного проекта руководил делами, связанными с ядерным оружием, как глава Первого Главного управления при Совете министров СССР. Руководство разработками носителей для нового оружия также было сосредоточено в его руках. По инициативе Л. П. Берия 8 сентября 1947 г. было принято постановление Совмина № 3140-1028, которым предполагалось создание противокорабельных самолетов-снарядов «Комета» с дальностью стрельбы 100 км. Через несколько дней после выхода постановления специально для работы над управляемыми ракетами сформировали Специальное бюро № 1 (СБ-1), подчиненное Третьему Главному управлению (ТГУ) при Совете Министров СССР. ТГУ, как и ПГУ, руководил Л. П. Берия. Директором СК-1 (позже КБ-1) назначили П. Н. Куксенко, а главным инженером стал Сергей Берия.
 
В работе над комплексом «Комета» не система управления создавалась под ракету, а наоборот, подбирались варианты самолета-снаряда под разработанную СБ-1 систему управления. Соответственно, СБ-1 было головной организацией, проектировавшей комплекс «Комета». Впоследствии постановлением Совмина от 1 сентября 1951 г. заводу № 1 было поручено серийное производство ракеты «Комета» и выполнение ряда работ по опытной тематике. С самолетом-носителем было все ясно - четырехмоторный бомбардировщик Ту-4. А вот при создании самолета-снаряда просматривали много вариантов. Так, постановлением Совмина от 8 сентября 1948 г. предусматривалось создание самолета-снаряда «Комета» на базе ракет 10Х и 14Х. На опытном варианте «Кометы-3» 14Х-К-1, отличавшемся от стандартных 14Х увеличенной площадью крыла, был установлен пульсирующий двигатель Д-6. В первом полугодии 1948 г. в КБ завода № 51 готовился второй выпуск эскизного проекта по «Комете-3», но завершить его не успели: руководство СБ-1 решило отказаться от применения на «Комете» пульсирующего двигателя, который не смог обеспечить ракете необходимую скорость.
 
Проектирование планера «Кометы» было поручено ОКБ-155 МОП, которым руководил А. И. Микоян. Непосредственно проектированием ракеты занимался М. И. Гуревич. 3 ноября 1949 г. ОКБ-155 предъявило свой эскизный проект самолета-снаряда «Комета», походившего на уменьшенную копию истребителя МиГ-15. Основным отличием самолета-снаряда от истребителя, как уже говорилось, было крыло уменьшенной площади с очень большим для того времени углом стреловидности - 57,5°, а также фюзеляж, в котором между воздушными каналами на месте кабины летчика размещались отсек аппаратуры системы управления и фугасно-кумулятивная боевая часть весом около 3 т. Боевая часть устанавливалась по вертикальным направляющим через большой люк в верхней части фюзеляжа. За ней располагался суженный в нижней части топливный бак на 330 л керосина. Далее воздушные каналы объединялись перед двигателем РД-500К, это был вариант РД-500 с нерегулируемой тягой и коротким ресурсом в 10 ч., в т.ч. 30 мин. на максимальной тяге. При запуске с высоты 4000 м запас топлива в 210 л обеспечивал крылатой ракете дальность полета 190 км, что намного превышало заданную.
 
Авиационный противокорабельный самолёт-снаряд КС-1 «Комета»
Крыло было выполнено по двухлонжеронной схеме. Рули высоты и направления, а также элероны были аналогичны установленным на МиГ-15. Комплект бортовой радиоэлектронной аппаратуры К-1 включал расположенные в обтекателе на законцовке киля антенные устройства для приема сигналов самолетной РЛС на этапе наведения по лучу и полуактивную головку самонаведения, размещенную под обтекателем над воздузозаборником. Для ускорения работ по «Комете» четыре опытных экземпляра сделали пилотируемыми. Полетный вес пилотируемых самолетов-снарядов колебался от 2453 до 2550 кг. Вес пустого - 2068 кг, полезная нагрузка составляла 385 кг, а запас топлива - 284 л. Максимальная скорость на высоте 3 км - около 1060 км/час, посадочная скорость 270-290 км/час. Как на пилотируемых, так и на серийных «Кометах» устанавливались турбореактивные двигатели РД-500К тягой 1500 кг. Серийные снаряды КС-1 имели стартовый вес 2760 кг, вес пустого снаряда 1651 кг. Длина ракеты 8,3 м, максимальный диаметр корпуса 1,2 м, размах крыла 4,7 м.
 
4 января 1952 г. первый полет на опытной «Комете» выполнил летчик-испытатель Амет-хан Султан. Только после проведения 150 пилотируемых полетов в мае 1952 г. были начаты беспилотные пуски. «Комета» официально была принята на вооружение в 1953 г., но в серию пошла еще в 1952 г. В то время на Корейском полуострове полыхала война, быстро переросшая из гражданской в полномасштабное столкновение идеологически непримиримых систем: социалистической Северной Корее (КНДР) всемерную поддержку техникой и войсками оказывали СССР и Китай, буржуазной Южной Корее - США и их союзники. На заседании Политбюро ЦК КПСС (в Советском Союзе этот орган центрального комитета коммунистической партии был выше Совета министров и парламента - Верховного совета) рассматривался вопрос о применении первых 50 серийных ракет «Комета» по американским авианосным соединениям у берегов Кореи, для чего предполагалось использовать два полка Ту-4. Технически это было выполнимо, но предложение отклонили, поскольку существовал риск превращения локальной войны в мировую.
 
Два снаряда КС-1 подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4К, оснащенного бортовой РЛС К-1М «Кобальт-М» (американская AN/APQ-13, переделанная в московском НИИ-17 и серийно производившаяся Ленинградским электромеханическим заводом). РЛС К-1М, работая в 3-сантиметровом диапазоне в режиме кругового обзора, обнаруживала корабль-цель. После этого оператор направлял на цель узкий луч от К-1М, внутри которого и должна была лететь ракета. Пуск КС-1 производился с самолета Ту-4, летевшего на высоте 3-4 км со скоростью не более 360 км/час. Перед отделением от самолета производился запуск двигателя ракеты, но ее просадка в воздухе после отделения от самолета достигала 600-800 м. Это создавало сложности с вводом ракеты в узкий луч равносигнальной зоны самолетной РЛС К-1М.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 237 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Подробнее о цифровом недельном таймере, интернет-магазин DELTA-KIP.

Рейтинг@Mail.ru