Поиск по сайту

Home Артиллерия Ракетное оружие Баллистические ракеты средней дальности 8К65 Р-14 / Р-14У (СССР)

PostHeaderIconБаллистические ракеты средней дальности 8К65 Р-14 / Р-14У (СССР)


Баллистические ракеты средней дальности 8К65 Р-14 / Р-14У2 июля 1958 г. вышло Постановление Совмина о разработке баллистической ракеты Р-14 (8К65) с дальностью 3600 км. Головным разработчиком было назначено ОКБ-586. Срок начала летно-конструкторских испытаний - апрель 1960 г. В декабре 1958 г. коллектив под руководством М.К. Янгеля закончил эскизный проект ракеты Р-14. 28 марта 1960 г. в г. Загорске начались стендовые испытания ракеты Р-14. 6 июня 1960 г. на полигоне Капустин Яр произведен первый пуск ракеты Р-14. Летные испытания ее были завершены в декабре 1960 г. Постановлением Совмина от 24 апреля 1961 г. боевой ракетный комплекс с ракетой Р-14 принят на вооружение РВСН. Серийное производство ракет Р-14 велось на заводе № 586 в Днепропетровске и заводе № 166 в Омске. В сентябре 1962 г. состоялись пуски ракет Р-14 с ядерной боевой частью.


Ракета имела одну ступень. В качестве окислителя впервые использовалась азотная кислота, а горючего — несимметричный диметилгидразин.В магистралях каждого из компонентов ракетного топлива также впервые были установлены мембранные клапаны, отделяющие ракетный двигатель от топливных баков, что позволяло длительное время держать ракету в заправленном состоянии. Ракета была оснащена маршевым двигателем РД-216, который состоял из двух идентичных двигательных блоков, объединенных с корпусом и имеющих общую систему запуска, каждый из которых имел две камеры сгорания, турбонасосный агрегат, газогенератор и систему автоматики. Впервые турбонасосный агрегат работал на основных компонентах топлива, что позволило отказаться от использования перекиси водорода и упростить эксплуатацию ракеты. Жидкостный реактивный двигатель развивал тягу на земле 138 т, имел сухой вес 1325 кг и высоту 3,49 м. Время его работы - около 2 минут 50 секунд. Впервые в инерциальной системе управления ракеты была применена гиростабилизированная платформа с воздушным подвесом гироскопов, а также генератор программных импульсов. Управление ракетой производилось с помощью газоструйных рулей, кроме того, ракета имела две группы по 4 неподвижных стабилизатора. Ракета запускалась с наземной пусковой установки. Заправка и прицеливание ракеты производились после установки ее на пусковой стол.
 
Баллистические ракеты средней дальности 8К65 Р-14 / Р-14У
В конце 1958 г. для летно-конструкторских испытаний ракеты Р-14 был приспособлен установщик 8У210, получивший индекс 8У210П. Этот установщик стал прототипом штатного установщика, вошедшего в состав ракетного комплекса на базе ракеты Р-14 и получившего индекс 8У224. С 1960 г. установщик 8У224 серийно производился на Омском заводе подъемных машин. Наиболее важным преимуществом установщика 8У224 была новая система уравновешивания от опрокидывания на установщик поднимаемой тележки с ракетой. В комплексе 8К65 тележка для перевозки ракет была составной, состоящей из корсета, на котором закреплялась ракета, и собственно тележки с рамой и ходовой частью, которые использовались в качестве противовеса. Поэтому отпала необходимость в отклонении упорными штангами портала установщика и в использовании в качестве буферов его гидроцилиндров. При работе с ракетой портал оставался в вертикальном положении. На нем был смонтирован новый комплект площадок обслуживания. На самой верхней площадке устанавливался концевой выключатель, срабатывающий от воздействия на него поднятой до вертикали ракеты. Пусковой стол для ракеты Р-14 имел большие габариты и поэтому перевозился на отдельной автомашине.
 
В апреле 1961 г. была начата разработка ракет Р-14У (унифицированный вариант), которые могли запускаться как с наземных, так и из шахтных пусковых установок. 12 января 1962 г. был произведен первый пуск ракеты Р-14У с наземной пусковой установки на полигоне Капустин Яр, all февраля 1962 г. произведен первый пуск ракеты Р-14У из шахты.
Позиция шахтных ракет Р-14У состояла из трех шахтных пусковых установок и защищенного командного пункта. Ракеты загружались в шахтные пусковые установки при помощи специальных установщиков и хранились с пустыми топливными баками. Заправка их производилась в случае угрожаемого положения. Живучесть шахтных пусковых установок ракет Р-12У «Двина» и Р-14У «Чусовая» была невысока. Радиус поражения их при взрыве бомбы в 1 Мт составлял 1,5–2 км. Боевые позиции шахтных пусковых установок были групповыми: по 4 для Р-12У и по 3 шахты для Р-14У, расположенные на расстоянии менее 100 м друг от друга. Таким образом, один взрыв в 1 Мт мог уничтожить сразу 3 или 4 шахты. Тем не менее защищенность ракет в шахтных пусковых установках была существенно выше, чем на открытых пусковых установках. Ракета Р-14У шахтного базирования принята на вооружение Постановлением Совмина от 15 июля 1963 г.
 
К моменту заключения договора о ликвидации ракет средней дальности развернутых ракет Р-14 и Р-14У не было. Лишь шесть ракет Р-14 хранилось на складе в Колосово. В апреле 1961 г. был разработан эскизный проект ракеты-носителя 65СЗ на базе боевой ракеты Р-14, а 31 октября 1961 г. вышло Постановление Совмина о создании этого носителя. С помощью ракетоносителя на базе Р-14 выводились на орбиту искусственные спутники Земли типа «Космос». Ракеты Р-12 и Р-14 в операции «Анадырь». Специально для операции «Анадырь» в середине апреля 1962 г. была сформирована 51-я ракетная дивизия под командованием генерал-майора И.Д. Стаценко. В состав дивизии входило пять полков. Из них три полка имели по 8 пусковых установок ракет Р-12 и два полка - по 8 пусковых установок ракет Р-14. Всего на Кубу должны были поставить 36 ракет Р-12 и 24 ракеты Р-14. В радиусе досягаемости ракет Р-12 оказалось около трети американской территории от Филадельфии через Сент-Луис и Оклахома-Сити до мексиканской границы. Ракеты Р-14 могли поразить всю территорию США и часть канадской территории.
 
Для перевозки 51-й дивизии на Кубу было предназначено 36 транспортных судов. Первый пароход «Омск» с шестью ракетами Р-12 прибыл 9 сентября 1962 г. в порт Касильда. Всего в период с 9 сентября по 22 октября 1962 г. на Кубу прибыло и разгружено 24 судна с 42 ракетами Р-12, из которых 6 было учебных, а также 36 ядерных боеголовок. Из личного состава дивизии на Кубу прибыло 1404 офицера, 6462 солдат и сержантов и 90 гражданских служащих. Итого 7965 человек. Выгрузка ракет в портах Мариэль и Касильда велась только в темное время суток. Ракеты и крупногабаритная техника перевозились только в период с 0 часов до 5 часов утра. Личный состав, участвовавший в перевозке, был переодет в кубинскую форму. Ракеты Р-14 на Кубу доставлены не были в связи с началом 22 октября 1962 г. американской блокады острова. Все 60 ядерных боеголовок как для ракет Р-12, так и ракет Р-14 были доставлены на Кубу 4 октября на теплоходе «Индигирка». За 48 суток с момента прибыли (то есть к 27 октября 1962 г.) 51-я дивизия была готова к пуску 24-х ракет. Время подготовки ракет к пуску составило от 16 до 10 часов в зависимости от времени доставки головных частей ракет, которые хранились отдельно.
 
В ходе переговоров США и СССР достигли соглашения, по которому СССР вывозил с Кубы все ракеты, а США дали гарантию о ненападении на Кубу и вывезли ракеты средней дальности «Юпитер» из Турции и Италии (всего 45 единиц) и ракеты «Тор» из Англии (60 единиц). В 15 часов 28 октября генерал-майор Стоценко получил директиву командования о демонтаже стартовых позиций. С 29 по 31 октября части дивизии полностью закончили демонтаж стартовых позиций. Ко 2 ноября все ракеты были сосредоточены в портах погрузки. Первым из порта Мариэль с четырьмя ракетами Р-12 на борту 5 ноября вышел теплоход «Дивногорск», а последние 8 ракет вывезены из порта Касильда 9 ноября теплоходом «Ленинский комсомол». Кстати, ракеты, возвращенные с Кубы, были в СССР испытаны методом пуска. Все старты прошли нормально.
 
Данные баллистической ракеты Р-14 (Р-14У)
Индекс ГРАУ 8К65 (8К65У)
Дальность максимальная, км 4500
Число ступеней 1
Стартовый вес, т 86,3
Вес полезной нагрузки, кг 1500–2155
Вес топлива, т 79,2
Длина ракеты, м 24,4
Максимальный диаметр, м 2,4
Число головных частей, шт 1
Мощность головных частей, Мт 2,3
Предельное отклонение, км 5,0
Номинальная тяга двигателя в вакууме, кН 1740
Тип топлива - Жидкое
 
Кто на сайте
Сейчас 378 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru