Вторая мировая
Поиск по сайту
Home
Армии мира
Вооруженные силы
Боевое применение бронетанковой техники на Украине в 2014-2016 гг.



Боевое применение бронетанковой техники на Украине в 2014-2016 гг.


Страница 1 из 2

Сейчас на Донбассе стоит задача сохранить шаткое перемирие в рамках так называемых «Минских соглашений», сопровождающееся, правда, ежедневными перестрелками из различных видов вооружения, что приводит к новым человеческим жертвам. Полномасштабные боевые действия могут возобновиться в любой момент. На этом фоне до сих пор не известно точное количество жертв в ходе проводимой Украиной Антитеррористической операции (АТО). В конце июля 2015 г, ООН со ссылкой на официальный Киев объявляло о 6832 убитых и 17 087 раненых (цифра включала и мирных жителей, и военных с обеих сторон), количество беженцев оценивалось в 2,3 млн. чел., из которых порядка 766 тысяч бежали на территорию РФ. В начале декабря 2015 г. тот же источник оценивал количество убитых уже в 9098 чел., а раненых - в 20 732 чел. Примерно та же картина получается при подсчете потерь ВСУ и прочих украинских «силовиков». Так, 8 начале 2015 г. официальный Киев одновременно называл две цифры погибших в ходе АТО украинских военнослужащих - 1549 и 1915 чел. (раненых - 6225 чел.). При этом в ряде опять-таки официальных источников уточнялось, что эти цифры не включают потери по линии МВД и неонацистских «добробатов" (командование последних с самого начала АТО прославилось своей двойной и даже тройной бухгалтерией).
По состоянию на 5 августа 2015 г, в Киеве называли цифру в 2520 чел. из состава ВСУ и иных силовых структур, погибших в ходе АТО, а в феврале 2016 г. она перевалила за 2600 чел., хотя официально никаких боевых действий в это время вроде бы не велось. Потери ополчения самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) с конца 2013 г и до марта 2016 г укладываются в цифру 1000-1500 чел. (включая погибших иностранных добровольцев и без учета потерь среди мирного населения). На этом фоне весьма интересно выглядят опубликованные подсчеты «представителей демократической прессы», которые считают, что «сепаратисты» за время АТО потеряли от 5000 до 8000 чел., т.е. их потери сопоставимы с общим количеством жертв этой войны, включая мирное население?! В условиях, когда украинская сторона представляет только выгодную ей информацию, делать выводы о применении боевой техники на Донбассе достаточно сложно, но все же попробуем.
Если верить Киеву, ВСУ одерживает «перемогу за перемогой», громя «российских оккупантов» и местных «сепаратистов». Но реально украинская армия уже больше года бесцельно торчит в поле, неся потери в перестрелках, а ни одна из декларированных в начале войны целей так и не достигнута. При этом роль бронетанковой техники в данном конфликте до сего момента невелика. Гораздо больших результатов во время событий 2013-2015 гг достигала артиллерия (при наличии достаточного количества боеприпасов и хорошей корректировки огня) и пехотные противотанковые средства. Последнее особенно касается формирований ополчения: в боях под Лутугино и Дебальцево наблюдатели отмечали наличие большого количества украинских танков, уничтоженных из ПТРК и РПГ с повреждением бронекорпусов и детонацией боезапаса с последующим срывом башен с погона (во многих случаях корпуса танков типа Т-64 буквально разрывало по сварным швам).
Разумеется, не стоит принимать во внимание заполонившие Интернет в последнее время описания «танковых дуэлей с сепаратистами», написанные явно какими-то «патриотически настроенными» геймерами-фанатами World of Tank. Однако и на официальных сайтах постоянно пишут о превосходстве украинских танков, которые якобы в любой ситуации «дадут достойный отпор агрессору». Но так ли все сейчас хорошо у ВСУ? Технические потери, понесенные украинскими силовыми структурами в ходе боев на Донбассе, оказались более чем серьезными, даже при понятном стремлении обеих сторон завышать потери противника и занижать свои. Простой пример: Киев заявлял, что во время боев на Спартаке (шахта Бутовка) в конце января 2015 г «сепаратисты» лишились 16 единиц БТТ, хотя их реальные потери составили две БМП, по одному БТР, МТ-ЛБ и несколько грузовиков и орудий.
Осенью 2015 г. президент П. Порошенко объявил, что ВСУ безвозвратно потеряли 60-65% всей задействованной в АТО техники, а командование заявило о потере не менее 58% всей техники мехчастей. В настоящее время в Интернете появился ряд весьма солидных ресурсов (например, Lostarmourinfo), где с учетом докладов сторон и реальных фото подбитой техники фиксируются и тщательно систематизируются потери обеих противоборствующих сторон на Донбассе. Уже сегодня можно составить подробный каталог потерянной в этой войне бронетанковой техники, который займет несколько довольно толстых томов, что явно выходит за рамки журнальной публикации. Однако некоторые выводы сделать вполне возможно.
Так, называлась следующая максимальная цифра потерь бронетанковой техники в период с начала 2014 г. по декабрь 2015 г. - 1250 единиц, однако имеется другая статистика (вроде бы отчасти подтвержденная данными объективного контроля), которая дает несколько меньшую цифру - 954 единицы БТТ всех видов. По одним источникам, потери ВСУ и других киевских силовых структур, включая Нацгвардию и неонацистские «добробаты», составляют 774 единицы БП, а подразделений ополчения Донбасса - 143 единицы БТТ- При этом последние потеряли в боях от 15 до 22 единиц техники, ранее захваченных в качестве трофеев у ВСУ, те. эта техника должна фигурировать как потерянная в статистике обеих сторон. В частности, ВСУ учитывает эту технику и как «потерянную свою», и как «подбитую вражескую», т.е. ее посчитали дважды.
Всего же за указанный период ополченцы захватили 407 единиц БТТ противника, а ВСУ, соответственно, около 30. Однако существует минимум две разбивки по типам потерянной техники, которые дают цифры, несколько отличающиеся от приведенных выше. По этим данным картина потерь выглядит следующим образом: ВСУ - 161 танк, 276 БМП, 139 БТР, 30 БМД, 48 САУ, 44 МТ-ЛБ, 31 БРДМ, прочие образцы (видимо, в первую очередь имеются в виду кустарные броневики на коммерческих шасси) - 54 шт., в сумме - 764 единицы БТТ. Согласно другому варианту ВСУ лишились 214танков, 443 БМП, 198 БТР, 34 БМД, 71 САУ, 81 МТ-ЛБ, 52 БРДМ, прочих машин - 88 шт., в сумме - 1185 единиц БТТ. По аналогичным выкладкам потери ополчения Донбасса выглядят так: 64 танка, 23 БМП, 13БТР, 9 БМД, 6 САУ 15 МТ-ЛБ, 4 БРДМ, прочие типы - 9 шт., всего - 143 единицы БТТ. В соответствии с другим вариантом, потери за тот же период составили 72 танка, 26 БМП, 21 БТР, 10 БМД, 6 САУ, 16 МТ-ЛБ. 6 БРДМ, прочие типы - 16 шт, всего - 163 единицы БТТ.
Как видно, при традиционном стремлении воюющих сторон занижать собственные потери более объективна все-таки статистика, представленная самопровозглашенными республиками. В разных источниках данные об их потерях показывают погрешность всего в 22 единицы БД и окончательная цифра укладывается в значение 141-163 шт. А у Киева концы с концами не сходятся, поскольку разброс в разных источниках составляет не менее 421 единицы БП, а окончательная цифра «плавает» на уровне 764-1185 шт. Налицо явные подтасовки данных с целью сокрытия собственных потерь. Добавим, что 675 единиц БП, потерянных 80 время боев на Донбассе, имеют точную привязку по карте местности и времени. Блогеры, ведущие подсчеты техники, указывают, что из данного количества 255 единиц БТТ сгорело, у 195 были сорваны башни, у 111 разрушены корпуса, а 96 вывезли с места боев и списали как не подлежащие ремонту Можно привести еще и такие цифры из официальных источников: по состоянию на сентябрь 2014 г ВСУ потеряли 258 танков Т-64 всех модификаций (65 из них достались ополченцам Донбасса в качестве трофеев), 13 РСЗО 9К58 «Смерч», 15 РСЗО 9К57 «Ураган» и 81 РСЗО БМ-21 «Град» (24 оказались в руках ополченцев). Поэтому назвать окончательную цифру технических потерь в ходе этого конфликта пока сложно.
Спрашивается, а как же украинская сторона за время перемирия восполняла столь серьезные потери в технике? Планов озвучивалось много. Так, еще осенью 2014 г правительство Украины объявило о намерении закупить в течение ближайших двух лет более 1000 единиц БТТ (прежде всего, планировались поставки БТР и БМП), но в силу недофинансирования и недостатка промышленных мощностей эта цифра оказалась нереальной. По состоянию на конец сентября 2014 г, ВСУ получили всего 45 танков Т-64 (включая Т-64БМ «Булат»), 47 БМП, БМД и БРЭМ, 17 БТР-70/80, 6 БТР-3/4 (все поставлены в Нацгвардию), 11 артсистем и 24 автомобиля. В 2015 г Киев обнародовал планы получить 600 единиц БТТ в течение ближайших 2-3 лет,
В рамках своих довольно скромных возможностей ВСУ в 2015 г и в первой половине 2016 г проделали немалую работу по пополнению парка БТТ. По официальным данным, только за первые три месяца 2015 г (110 дней) они получили 82 танка, более 50 БТР и БМП, 15 САУ и РСЗО. То есть в течение прошлого года ситуацию действительно удалось несколько улучшить, однако для восполнения всех потерь потребовалось бы передать в войска 450-500 одних только танков, а такая цифра никогда не приводилась. Впрочем, ряд киевских сайтов в начале 2016 г опубликовал и вовсе странную информацию о том, что до конца 2015 г ВСУ получили «8500 единиц вооружения и техники». Правда, как оказалось, данная цифра учитывает авиационные ракеты и бомбы, радиостанции, приборы ночного видения, пулеметы и прочее. Там же сказано о поставке всего 27 единиц БТТ (возможно, имеется в виду только новая, а не отремонтированная и модернизированная техника) и 445 автомашин.
В основном восполнение потерь ВСУ происходило и происходит не за счет производства новой техники (таковое, безусловно, имеет место, но в нынешних условиях оно является, по сути, мелкосерийным), а за счет ремонта старой. В результате «склады под открытым небом» на задворках украинских танкоремонтных предприятий и баз хранения за последний год сильно опустели. На размещенных в Интернете фото присутствуют как привычные БТР-60/70, БРДМ-2 и МТ-ЛБ, так и различная бронеэкзотика, например, артягачи АТ-П, бронетранспортеры БТР-152 или грузовики ЗиЛ-157. При этом очевидно, что ВСУ испытывает острый недостаток запчастей и комплектующих, На официальных украинских сайтах попадаются многочисленные сетования на то, что для ремонта БТР-70/80 и производства БТР-3 нет подходящих двигателей: покупать на Западе дорого, а возможностей приобретения силовых агрегатов в РФ по понятным причинам сейчас нет.
На этом фоне в начале 2016 г было объявлено о начале массового производства на Украине «модернизированного и доработанного» БТР-3ДА с импортной трансмиссией и дизелем DEUTZ BF6M1015CP. Известно также, что переданные Нацгвардии в 2014 г БТР-4 (от 40 до 52 машин, включая медицинские БММ-4С) и БТР-3Е1 (20 единиц, в том числе самоходные минометы БТР-3М2) взяли то ли из задела для Таиланда, то ли из «иракского» возврата. К июлю 2015 г в строю ВСУ и Нацгвардии оставалось всего 18 БТР-3 и БТР-4, остальные вышли из строя из-за технических неисправностей, Не менее пяти машин были потеряны в боях, в том числе минимум один целый БТР-4 достался ВСН. О многом говорит и тот факт, что поступающая на снабжение ВСУ в 2015-1916 гг. техника массово вооружается, например, устаревшими 12,7-мм пулеметами ДШКМ, явно взятыми из старых запасов; этими пулеметами пытаются вооружать даже «Хаммеры». Впрочем, это неудивительно, достаточно вспомнить, что единственный на Украине патронный завод находился в Луганске, а производства стрелкового оружия в этой стране не было никогда. Хотя, в этом вопросе ВСУ пока вполне могут помочь восточноевропейские союзники, все еще имеющие обширные арсеналы, оставшиеся от ОВД.
Еще одним любопытным моментом является производство для силовых структур Украины эрзац-броневиков на шасси различных коммерческих автомобилей. Подобные «боевые машины» строят как на крупных предприятиях, вроде КрАЗа, так и в кустарных условиях. При малом количестве выпущенных машин и пугающей разнотипности их шасси, ни один образец подобного броневика до сих пор не был стандартизирован для ВСУ Зачем же тогда плодить эти «шушпанцеры» с заведомо низкими боевыми характеристиками? Ответ, возможно, предельно простой: как правило, эти машины производятся для «нацбатов» на деньги «патриотически настроенной общественности» и данный процесс служит для многих лишним способом заработать. Известны случаи, когда населением собирались денежные суммы, вполне достаточные для передачи в войска нормального танка или БТРа, но потом большая их часть бесследно исчезала. На оставшиеся средства кустарным способом оборудовалась какая-нибудь очередная «автотачанка», которая торжественно передавалась в соответствующую часть, а наверх докладывалось о полном израсходовании собранных сумм. Пока эта практика продолжается, украинские «броневые кустари», похоже, не скоро успокоятся.
Что же касается украинской БТТ заводского изготовления, то здесь все тоже не так просто. Показ на параде в Москве 9 мая 2015 г танка Т-14 «Армата» и целого ряда новой российской бронетанковой техники закономерно вызвал на Западе настоящую истерику В итоге пришлось признать, что новая российская БТТ является неожиданной угрозой для НАТО. На этом фоне оживились все потенциальные противники РФ. Официальные киевские СМИ и блоги тут же переполнились заявлениями о том, что «Армата» - это «бумажный тигр», а в почти европейской Украине есть мощная танкостроительная отрасль, производящая замечательные танки. Особенно много пишут о том, что украинское танкостроение самодостаточно, завязано только на комплектующие местного производства и даже способно обеспечить для граждан «незалежной» дополнительные 1000-1500 рабочих мест. Правда, с оговоркой - при условии некоторой экономической стабильности, государственного финансирования и продолжения боевых действий на Донбассе.
Разумеется, главную ставку ГП «Завод имени В.А. Малышева» делает на свой основной танк Т-84У «Оплот-М», или БМ «Оплот». Стараясь выдать эту машину за принципиально новую конструкцию, украинские разработчики даже в названии отрицают ее преемственность с танками Т-80УД и Т-84/84У Утверждается, что БМ «Оплот» превосходит по основным показателям не только российский Т-90, но и все западные основные танки. Подчеркиваются замечательные экспортные перспективы танка, однако пока имеется в виду только Таиланд, в борьбе за «обширнейший» рынок которого «Оплоты» конкурировали с китайцами. Еще 1 сентября 2011 г между Таиландом и Украиной был заключен контракт стоимостью более 240 млн. долл. на приобретение 49 танков «Оплот-Т» и двух бронированных ремонтно-эвакуационных машин на их базе со сроком исполнения контракта до конца 2014 г. Однако на начало 2016 г Таиланд получил лишь десять танков. Очередную партию из десяти машин украинская сторона обещала поставить в I квартале 2016 г То есть танковое производство на Украине является, фактически, штучным.